Вход | Регистрация
Главная > Лайфхак > На удалёнку – по закону

На удалёнку – по закону

12:55 / 10 декабря 2020
Президент России недавно подписал закон об удалёнке. Изменения в Трудовой кодекс РФ, регламентирующие дистанционную работу, вступают в силу с 1 января 2021 года.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Полку прибыло, ещё как прибыло!

До недавнего времени в России на удалёнке официально трудилось всего около 30 тысяч человек. За время пандемии, по данным Минтруда, на дистанционную работу переведено 6,5% работников, а это уже 3,5 млн человек.

Как в таких случаях регулировать взаимоотношения работника и работодателя? Как нанимать новых сотрудников, если сам отдел кадров работает дистанционно, а новичок вместо привычной экскурсии по предприятию и знакомства с коллегами получает пароль от конференции в zoom и корпоративной почты?

Новые реалии заставили законодателей детально прописать механизмы взаимодействия сотрудника и работодателя в режиме удалёнки. Нововведения содержат нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха, регламентируют типы дистанционной занятости, учёт рабочего времени сотрудников и условия оплаты труда.

Фото: pixabay.com

Можно ли устроиться на удалёнку удалённо?

При устройстве на работу трудовой договор можно подписать усиленной цифровой подписью, то есть обладающей ключом проверки и подтверждёнными средствами электронной подписи (п. 4, ст. 5 Федерального закона «Об электронной подписи»).

СНИЛС, диплом и паспорт придётся привезти в отдел кадров, либо сделать копии, заверить их у нотариуса и переслать по почте.

Если пользуетесь бумажной трудовой книжкой, то кадровикам потребуется оригинал, чтобы сделать там запись о новом месте работы. Правда, с 1 января 2021 года можно официально перейти на электронную трудовую – на один повод для визита в офис меньше.

То же самое касается больничных листов. Если не предоставить в бухгалтерию оригинал, больничный не будет оплачен. Но некоторые (немногие) медучреждения выписывают электронные больничные – в таком случае вам необходимо будет лишь сообщить на работу номер документа.

Обо всех изменениях в трудовых отношениях сотрудник и работодатель должны уведомлять друг друга в письменном виде. Для этого требуется использовать официальные каналы связи. К примеру, недопустимо общение сотрудников через личные почтовые ящики. Ведь в случае увольнения работников бухгалтерии или кадровой службы, использовавших в работе «личку», работодатель рискует потерять важные документы.

Фото: pixabay.com

Как, кого и на сколько перевести на удалёнку

В документе, вступающем в силу с 1 января, большое внимание уделяется порядку перевода сотрудников на удалённую работу.

Во-первых, перевод на удалёнку возможен только с согласия сотрудника, за исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью сотрудников – например, в пандемию. Тогда продолжительность удалённой работы регламентируется не внутренними документами организации, а постановлениями руководителей региона или страны. Ну и о добровольном переходе речи уже не идёт.

Во-вторых, предусмотрено несколько видов удалённой работы: постоянный удалённый режим, временная дистанционка, очно-заочный режим.

Временная дистанционная работа – это значит, что сотрудник уходит на удалёнку не более чем на полгода.

При введении очно-заочного режима для сотрудника устанавливаются присутственные дни. 

Основная забота работодателя – внимательно и грамотно прописать в документах все нюансы рабочего графика удалённого работника.

В новом законе зафиксировано, что перевод на удалённую работу не является основанием для снижения заработной платы. Более того, работодатель обязан обеспечить сотрудника всем необходимым для выполнения должностных обязанностей: предоставить технику или программное обеспечение, либо возместить затраты по аренде необходимого в работе оборудования и программ.

Фото: pixabay.com

Как контролировать работу сотрудников на удалёнке

Дистанционный формат работы – это новый опыт для большинства сотрудников и работодателей. Как контролировать рабочее время сотрудника на удалёнке? Какие KPI (ключевые показатели эффективности) за ним закрепить? Как правильно рассчитать нагрузку? Как понять, что рабочий день уже закончился и письмо от начальства с просьбой что-то срочно переделать уже тянет на сверхурочные?

В регулировании этих процессов поможет внутренняя документация организации. Вместе с опытными сотрудниками и руководителями подразделений нужно выбрать систему отчётности, куда удалённый сотрудник будет ежедневно заносить сведения о проделанной работе и потраченном на неё времени. Например, написание статьи о новых нормах трудового законодательства, поиск дополнительных материалов и согласование текста заняли четыре часа, а на заметку о предстоящем празднике в компании потрачен один час.

Фото: pixabay.com

Переговоры с работодателем по телефону, в мессенджерах или по почте – это тоже рабочее время, которое необходимо учитывать (вносить в ежедневный отчёт).

Составив такой перечень, вы убережёте себя от заведомо невыполнимых требований работодателя, а работодатель получит основание для расчёта рабочего времени каждого сотрудника.

Хорошим вариантом контроля производительности труда могут стать акты выполненных работ, где прописано, сколько сотрудник наработал за месяц.

В новом законе к стандартному перечню оснований для увольнения добавили новый пункт, специально для удалёнщиков: если сотрудник не выходит на связь с работодателем более двух дней, его имеют право уволить.

В Москве многие организации перевели сотрудников на удалёнку. До 1 января важно привести документацию в соответствие с требованиями нового закона. У кадровиков, как это всегда бывает с введением поправок в трудовое законодательство, работы прибавилось.

Фото: pixabay.com

Дорогие коллеги-удалёнщики, берегите себя, почаще вылезайте из пижамы и обустраивайте своё рабочее место подальше от холодильника, составляйте ежедневные отчёты о проделанной работе, если не для работодателя, то для себя – они помогут оценить свою продуктивность и порадоваться не зря прожитому дню. Это советы бывалых, которым можно верить.

Удалёнка – это когда в вашем распоряжении минимум часа два дополнительного времени, которые не приходится тратить на путь до работы и обратно, и сэкономленные на этом силы. А если вам трудно организовать себя дома, скучаете по офисной обстановке и коллегам, то вот вам небольшое подспорье – звуки офиса от Spotify.

Фото: pixabay.com


Также вам может быть интересно
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/people-carrying-a-burden-concept_36029264.htm#fromView=search&page=1&position=7&uuid=dc013995-6e36-4298-b3d4-91e1d58b3e96">Freepik</a>
15:36 / 26 марта 2024
Как победить страх, когда страшно всем
Страх – естественный спутник инстинкта самосохранения. Когда он растянут во времени, вместо резкого, порой спасительного испуга, мы имеем дело с нудной, разъедающей тревогой. И в наших нынешних условиях со всем этим надо учиться жить, особенно тем, кто не может позволить себе полностью уйти в свой мир, убедив себя в том, что ничего не происходит.
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/tired-worker-wearing-glasses-falling-asleep-in-workplace-snapportrait-of-lady-in-jacket-in-white-office_11932591.htm#query=%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&position=0&from_view=search&track=country_rows_v1&uuid=5af3f763-b7d9-4999-b126-68f110956df6">Изображение от lookstudio</a> на Freepik
16:06 / 6 февраля 2024
Как дожить до весны... Ладно, всё не так апокалиптично: как избавиться от зимней хандры и усталости
Помогут советы от партнёров компании «МОСКВА-СОКОЛ» – педагогов Колледжа фитнеса и бодибилдинга им. Бена Вейдера на Соколе.
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/lovely-young-woman-lies-in-bed-covered-with-blanket_8877463.htm#query=%D1%81%D0%BE%D0%BD&position=4&from_view=search&track=sph&uuid=c189aae8-0244-499f-9f4e-3b85b4937416">Изображение от teksomolika</a> на Freepik
14:34 / 30 ноября 2023
Как спать, чтобы высыпаться и встать добреньким и счастливым
Зима настала, друзья. Для одних время спячки, для других – бессонницы. Да ещё и график перед новым годом у многих жёсткий, часто и не до сна вовсе. Непорядок. Разберёмся, что делать со всем этим.
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/woman-using-sustainable-recipients-for-food_15619604.htm#query=%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&position=6&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
13:30 / 9 августа 2023
Экологичное потребление. Как не выбрасывать еду и почему её лучше не выбрасывать
Пищевые отходы, хоть и являются биоразлагаемыми, не столь уж безопасны для окружающей среды. Простые рекомендации, разработанные амбассадорами экологичного образа жизни, позволят сэкономить на еде, сделать мир лучше и чище.
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/skeptical-senior-businessman-standing-in-boardroom_1115779.htm#query=%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA&position=6&from_view=search&track=sph">Изображение от katemangostar</a> на Freepik
17:31 / 27 июля 2023
Трудно ли быть начальником, и кто способен на это
Сиди себе в отдельном кабинете, пей кофе, ходи на встречи с вышестоящим руководством и получай хорошую зарплату, почёт и уважение. Что в этом утомительного? Так часто думают рядовые сотрудники о своих начальниках. При этом сами почему-то не спешат брать на себя «лишнюю» ответственность, даже когда выпадает такая возможность, и не очень-то стремятся попасть в «руководящее кресло». Почему?