В этом году подарки отправились во Владимирскую область. За дверью учреждения с вывеской «ГКУ ВО Покровский детский дом», где содержатся 34 ребёнка, – отдельный мир со своими законами, радостями и печалями, болью и надеждами. И практически нет ощущения чего-то казённого – действительно, дом, где большие и маленькие семьи живут в отдельных квартирах-комнатах.
Семьи в прямом смысле слова – среди подопечных бо́льшая часть детей проживает вместе с братьями и сёстрами, по трое, четверо и даже по шесть человек разного возраста. Только родителей у них нет – умерли, отказались, отбывают наказание или лишены родительских прав.


Директор детского дома Светлана Александровна Рогова встречает в холле, рассказывает о каждом воспитаннике с теплотой, чувствуется – это вся её жизнь. Более 40 лет педагогического стажа, более 20 лет руководит Покровским детским домом. Здесь стараются дать ребёнку всё, что есть у «домашних» сверстников, и в то же время не создавать тепличных условий, избегать гиперопеки. Говорим о «Ёлке желаний», о том, что дети пишут Деду Морозу.
«Стараемся, чтобы подарки были одинаковыми, недорогими и личными. Полотенца, пижамы, что-то полезное или развивающее, – делится Светлана Александровна. А если спросить у детей – всем нужен телефон. У старших ребят телефоны есть, но многим из них некому позвонить. Бывает, просят что-то необычное. Один мальчик заказал рыбок и экзотические семена. Ну и нематериальное, самое частое – «жить дома, в семье», или «чтобы выздоровел брат». Чудо вместо подарка».
Без чуда тут никак. Братьев и сестёр стараются не разделять, а кто готов усыновить, например, шестерых детей из одной семьи? Младшей исполнилось три года, старшему – десять. Малышку нашли в октябре на холодной веранде частного дома, завёрнутую в тулуп, полузамёрзшую, грязную. Дом без стёкол, без дверей, без отопления, опека изъяла всех детей. Когда их привезли, младшие дети не умели есть обычную еду, у полуторагодовалой девочки не было зубов. Отмыли, отогрели, выкармливали детским питанием, которое срочно собирали волонтёры. В детдоме они второй год, ходят в сад и школу. Старший брат в четвёртом классе общеобразовательной школы, учится хорошо; средний, третьеклассник, – отличник.
Психологи дали заключение, что в интересах этих детей – разделение. Перспективы, что кто-то когда-то заберёт их всех вместе, почти нет.
Родные бабушки звонят в детдом, пишут в опеку, но забрать внуков не могут. У одной – съёмная комната в чужой квартире. У другой – дом без удобств, не приспособленный для жизни детей, и лично она знает только одного из старших внуков. Нередкий сюжет в подобных историях: даже если родственники есть, часто они не в состоянии забрать детей. И это только одна из семей с несколькими детьми, живущих сейчас в Покровском детском доме.

У ребят старше 10 лет получают письменное согласие на их усыновление, а также на усыновление младших сестёр и братьев. Они понимают, что у младших появляется шанс не всё детство провести в детдоме, и дают добро. А сотрудники стараются найти приёмную семью, где есть возможность взять хотя бы двоих-троих. Очень желательно, чтобы эти семьи жили недалеко друг от друга и связь не прервалась.
В остальном жизнь ребят похожа на обычную жизнь их ровесников, живущих в родных и приёмных семьях. Возможность посещать детский сад, а затем школу помогает социализироваться, чувствовать свою нормальность, получать навыки общения в разной среде.

Малыши ходят в обычный садик напротив, где занимаются до половины пятого. Получается как дома – мама отвела, мама привела. Вернее, значимый взрослый, если говорить на языке психологии. Правда, няни и воспитатели нередко обращаются к воспитанникам «сынок». А ещё тут принято обниматься – так, с воспитателями и директором здоровались все, кто возвращался «домой» из школы, интерната или поликлиники.
Школьники ходят в обычную общеобразовательную школу в Покрове. Часть ребят с особенностями развития учатся в коррекционном интернате, приезжая в детский дом на выходные. Ещё несколько ребят живут в специализированном интернате постоянно, возвращаясь сюда только на каникулы. Такая система обеспечивает детям необходимый уровень образования и поддержки, сохраняя при этом связь с воспитателями и их временным домом.

Работа строится исходя из потребностей каждого ребёнка. После школы занимаются с репетиторами – в детдом приходят волонтёры, преподаватели и студенты, ведут для ребят дополнительные уроки. В зависимости от проблемы и особенностей развития проводятся групповые и индивидуальные занятия со штатным психологом. Для коррекционных занятий используются программы аудиовизуальной стимуляции и релаксации, экотерапия и другие методики. А в сенсорных комнатах с водяным матрасом, массажёрами и интерактивной песочницей дети могут отдохнуть, снять напряжение после сложного дня.
Медицинский блок позволяет лечить основные болезни на месте, чтобы лишний раз не везти ребёнка в поликлинику и не «цеплять» инфекции. Есть физиотерапия, ингаляции и даже кабинет стоматолога, где проводят осмотры и лечение врачи-волонтёры.

Есть тренажёрные залы, где можно заниматься самостоятельно, а по выходным приезжают спортсмены и организуют тренировки, мастер-классы.

Помимо бытовых умений, детям стараются привить рабочие навыки. В одном из кабинетов оборудована швейная мастерская с бытовыми и промышленными швейными машинками. Те, кто занимается, по окончании курса получают свидетельство швеи второго разряда, дающее возможность трудоустройства. Да и умение подшить шторы, сшить фартук или одежду в жизни не помешает.

Научить заботиться о слабых помогает зооуголок: попугай, птички, аквариумы с рыбками и черепахой и даже шиншилла. Ухаживают за ними сами ребята, помогает дневная няня.

Кухня у ребят тоже отдельная – для каждой из четырёх групп, которые формируются по семейному, а не возрастному принципу. Взяв обед в общей столовой, собираются вместе, старшие ухаживают за младшими, если нужно – греют еду в микроволновке, моют посуду. А по выходным вместе с воспитателями готовят салаты, пекут шарлотки, пироги и сосиски в тесте. Даже маленькие ребята включаются – трут продукты на тёрке, режут яйца, раскатывают скалкой тесто, получая удовольствие от сделанного своими руками. Так формируются основы домашнего уюта.
Они не «готовятся к жизни», просто живут. Когда-то здесь находились около 200 воспитанников, был хор, скрипачи, духовой оркестр и хореографический ансамбль, ездили с гастролями по стране.
Государственная установка сегодня – снизить до минимума количество детских домов и число детей в них. Детский дом превратился в интенсивную терапию травм прошлого, где задача сотрудников – не воспитывать ребёнка десятилетиями в уютной стабильности, а как можно быстрее найти ему семью.
И каждый из них, от директора до нянечки, работает в одном режиме: полюбить, пригреть, научить, подготовить и с надеждой отпустить в новую жизнь.
