В полях с Алексеем Безуховым

В самом начале уборочной кампании, которая сейчас уже подходит к концу, Алексей Безухов провёл для нас небольшую экскурсию. Конечно, посвятить во все нюансы большого хозяйства за один-два дня невозможно. Тем более природа (а сельское хозяйство имеет дело, как известно, с растительным и животным миром, то есть с природой) – тонкий организм. Чтобы изучить его, жизни не хватит. Не всё тут, в полях, зависит от человека. Здесь погода правит бал. А погода в этом году не баловала.

Памятник автомобилю
 
Принимая редакцию сайта «Социум» на своей территории, генеральный директор компании «СОЦИУМ-АГРО» создал нам антураж Кэ́мел-тро́фи (знаменитых гонок по труднопроходимой местности). Это отвечало нашему запросу – проникнуться условиями работы в полях.
 
– Вам ещё повезло, что мы не на седанчике… – съехидничал Алексей Безухов.
 
Манера езды здесь такая, что ручку двери лучше не выпускать. Мотает по всему салону, моментами кажется, что и ручка вот-вот оторвётся. Но Безухов чувствует себя за рулём на удивление спокойно и уверенно. Эту трассу он преодолевает каждый день, пока объезжает поля, смотрит, как идёт уборка урожая. Иногда даже фотографии делает прямо из машины и присылает для публикации в репортажи об уборочной кампании. И в Ватсап сообщения новостные пишет. Если в буквы пальцами хотя бы иногда попадёт, значит, новость будет.
 
 
– На седанчике-то приятно, всё комфортно, замечательно – кондиционер, салон. Но на нём здесь с асфальта не съедешь, а если съедешь, то будет полная печаль. Я когда на седане ездил, сразу с собой лямку возил, даже не отстёгивал. Вот так застрянешь в поле, достаёшь из багажничка лямочку, цепляешь её за трактор и назад. Мужики мои глумились: «Михалыч, ну не съезжай ты больше». Бывало, что километра три пешочком прогуляешься до обочины.
 
После каждого такого выезда забивается радиатор, машину нужно вычищать, продувать компрессором. Наша бы воля – мы бы тут поставили памятник автомобилю. Надо только решить, какому. Нас Безухов вёз на внедорожнике «Саньенг». Прошлым летом благодаря ему на «буханке» прокатились, вернее, полетали немного внутри неё, то и дело задевая макушками потолок салона. Но главное, не то, как чувствует себя пассажир, а чтобы машина прошла.
 
– Уазик сдюжит, – уверяет Безухов. – По вспаханному полю идёт как по асфальту.
 
 
На полевых работах
 
Движение денежных средств в хозяйстве постоянное – зарплату, налоги платить, ремонтировать технику, постоянно закупать солярку, масло, бензин, не говоря уже о закупках семян и удобрений.
 
– Есть севооборот, согласно которому я знаю, где на следующий год будет картошка, где кукуруза, пшеница яровая, озимая. Ну, сейчас заедем, початок съедим, – обещает Алексей Михайлович.
– Вы сырую её, что ли, едите? – спрашиваем мы, разумея кукурузу.
– Я сырую ем. А где я её варить-то буду? У меня в машине есть одеяло, есть подушка, но микроволновки пока нет, – смеётся Безухов.
 
 
Озимую пшеницу убрали первой – 595 га в этом году, в том числе тритикале – это такой сорт: гибрид ржи с пшеницей (110 га). Сорт морозоустойчивый, подходит на корм для любого скота, кроме кроликов, так как является самым калорийным зерном. Если использовать его как монокорм (то есть весь рацион составлять только из тритикале), это может привести к ожирению животного. 
 
Корову нельзя кормить одной рожью, поскольку рожь содержит много некрахмалистых полисахаридов (аробиноксилан, ксилан, глюкан), которые, оказываясь в желудочно-кишечном тракте, набухают и понижают способность к перевариванию питательных веществ. У коровы от этого возникают несварение и колики. Вот такие ветеринарные тонкости. Безухов, бывший председателем совхоза во втором поколении, прекрасно в них разбирается.
 
Для справки:
У коровы, как и у других жвачных животных, желудок состоит из четырёх отделов: рубец, сетка, книжка и сычуг. Жвачные быстро поглощают пищу, большая часть которой остается непережёванной. Жидкая часть проглоченной пищи попадает во второй отдел желудка – сетку, в то время как твёрдая часть поступает в рубец.
В рубце пища размягчается под действием бактерий, осуществляющих первую стадию переваривания. Затем животное отрыгивает содержимое рубца и пережёвывает его. Коровы жуют жвачку 6-8 раз в день, это занимает у них в общей сложности 5-7 часов. Когда жвачка проглатывается, она поступает напрямую в третий отдел желудка – книжку. Здесь, а затем в четвёртом отделе, происходит её дальнейшее переваривание с помощью различных микроорганизмов.
 
 
Успех реализации озимой пшеницы много от чего зависит. Даже от уровня влажности воздуха. За повышенную влажность, напитывающую зерно, продавать его приходится со скидкой.
 
Хозяйство «СОЦИУМ-АГРО» обновляет свой парк, но сушки здесь пока ещё старого образца.
 
– Один день работы КЗС 20 (зерно-сортировочного комплекса) – 50 тысяч рублей расход, – говорит Безухов.
 
 
Ещё в августе механизаторы убрали однолетние и многолетние травы, заготовили сенаж порядка 1600 тонн, сена заложили 420 тонн.
 
 
– Сеном снабдили частный сектор – продали в дома, где скотину держат, мелким фермерам, – рассказывает Безухов. – Сейчас готовим солому для своих нужд, излишки тоже будем продавать. Желающих много – только свистни. Вот сейчас скажи, что на поле солому по 400 рублей продаю, завтра её уже не будет. Часть, конечно, ещё ночью пропадёт (вся служба безопасности состоит из директора, то есть одного меня). Приходится устраивать свои капканы. Берёшь два сегмента от жатки – острые наконечники треугольника, берёшь пластинку, на которую наконечники привариваешь, и на лесной дороге вкапываешь в землю – так, слегка вкапываешь, припорашиваешь землёй. Машина едет воровать, натыкается на эти сегменты – и все колёса на выброс. Самая эффективная мера борьбы здесь. Вон, видите, машина стоит на обочине?
 
В этом году взяли элиты яровой пшеницы, посеяли 140 га. Примерно 40% урожайность, а там всё будет зависеть от погодных условий. Как говорится, синоптик ошибается один раз, но каждый.
 
Пшеницу можем убрать за 10 дней. При сборке урожая подстраиваемся под погоду. Если чуть дождик сбрызнет, то влага повышенная, нужно ждать несколько часов, пока высохнет. А в туман комбайны вообще не выходят. Вон в августе был день, когда дождь шёл 15-16 часов, не переставая. Потом у нас три дня простоя было.
 
 
После сбора пшеницу отправляем на анализ состояния клейковины, определение фактурного числа падения. Эти показатели помогают определить, фуражная это пшеница или каша «Дружба», то есть продовольственная. Для употребления в пищу подходит пшеница 3 и 4 класса.
 
В этом году все на рапс «попали». Мы каким-то чудом успели сохранить немножко. Моль, блоха, цветоед поели его очень здорово.
 
Рапс – масленичная культура, из него делают рапсовое масло, которое используют в пищевой промышленности, или производят из него биотопливо. Например, дизельные машины ездят на рапсовом масле. Говорят себестоимость рапса ниже, чем себестоимость солярки…
 
Как работает эта машина?
 
Пока мы наблюдали за работой комбайнов в поле, Алексей Безухов пытался объяснить нам устройство этих величественных машин. В комбайне есть жатка, в жатке мотовилы, которые, вращаясь, захватывают колосья. Снизу находится нож, подрезающий колосья, которые затем попадают на дно жатки и в шнек. Шнек подаёт их в наклонную камеру комбайна, по наклонной камере солома вместе с зёрнами и колосьям попадает в барабан, где зерно вымалывается из колоса.
 
 
Разотрите колос между ладонями – и увидите, как это происходит внутри комбайна.
А потом солома падает на измельчитель, превращается там в пыль. Зерно по зерновому шнеку попадает в бункер, а из бункера потом по выгрузному шнеку – в кузов автомобиля. 
 
В комбайне есть труба, внутри которой находится тот самый загадочный для нас шнек. Оказалось, что это стержень с вращающейся спиралью.
 
– Каждый комбайнёр работает на свой тоннаж, – рассказывает Алексей Михайлович. – Нормы как таковой нет. Зарплата идёт от выработки, от тоннажа. Можно простоять весь день на ремонте, а можно работать. Перед уборочной мужики выгоняют комбайн с зимнего хранения и весь его осматривают, прокручивают: где подшипник поменять, где цепь, где ремешок подтянуть, где транспортёры посмотреть. Иногда и сварочные работы надо провести. Так комбайн капитально готовят к полевым работам.

А потом – ежедневное техническое обслуживание перед каждым выходом в поле. Оно  занимает около двух часов. Комбайнёр выходит на работу примерно в 7:30, до 9:10 обслуживает машину и только около 10:00 приступает уже непосредственно к полевым работам. Пока позволяет погода, он в кабине. Покидает он её только в трёх случаях – обед, полдник и поломка. Из всех сельхозпредприятий района у нас одних столовая осталась. Там и готовят еду, а потом развозят по полям.
Поломки на поле случаются разные –  фильтр воздушный забился, тормоза отказали, радиатор потёк, пластину оборвало. Вот, например, сегодня, чтобы выехать на поле, водителю грузовика потребовалось дважды вернуться на базу – сначала пластину оборвало, а потом тормоза отказали. Но всё починили.
 
Один раз еду в поле, смотрю: трактор горит, механизатор не успевает потушить. Хорошо, что я оказался рядом. Всё может произойти: от мелкого взрыва до пожара. Техника дорогостоящая. Например, комбайн горит 5 минут. Вот такая вот канитель.
 
Вечером комбайны поедут в гараж, завтра утром будут мыться, все фильтры будут продуваться большим компрессором, только потом они снова соберутся в поле. Во время уборочной с обочины можно наблюдать такую картину: комбайны стройно идут друг за другом, зерно стекает в грузовики. Красиво и величественно.
 
– Иногда и хулиганят, гонки устраивают, – добавляет генеральный директор «СОЦИУМ-АГРО». – А в среднем комбайны идут со скоростью 12 км в час.
 
Курортный загар
 
Работы в хозяйстве не прекращаются круглый год. Страда, конечно, – посевная и уборочная. Посев яровых и озимых культур, картошки, чеснока, кукурузы, обработка от жуков и других насекомых, удобрение, подготовка к уборке, сбор, сушка, сортировка – что в пищу человеку, что скоту, перебор картошки. Ещё есть пасека и ферма, где тоже свои работы. Параллельно со всем этим – обслуживание техники и помещений. На позднюю осень и на зиму тоже дела есть.
 
 
От базы (офиса в Архангельском) поля «Социум-Агро» тянутся в каждую сторону километров на 30. Помимо объезда территории, помощи механизаторам,  Безухов решает каждый день множество организационных вопросов. В подчинении у него сейчас 70 человек – доярки, скотники, слесари, водители механизаторы, полеводы, специалисты среднего состава и разнорабочие. В его весенне-летне-осенний график не вписываются ни выходные, ни отпуск.
 
Он говорит, что в отпуск и ехать незачем – в полях загар обеспечен, сойдёт за курортный.
– А если бы поехал в отпуск, то к своему другу Ашоту, он у меня между Лазаревским и Лоо живёт. Давно приглашает, говорит: приезжай жидкий виноград попьём. Это он вино своего производства так называет. Многие мои знакомые приезжают отдыхать в Нижегородскую область на грязелечение. И спрашивают меня: ты хоть грязью мажешься? Я им отвечаю – да, мажусь, целыми днями в мазуте.
 
В сезон у всех в хозяйстве только два выходных дня – Пасха и 9 мая.
– Но и 9 мая не всегда выходной. Конечно, святой день – к обелиску в Архангельском обязательно сходим, а потом в поля…