Как люди сопротивляются нововведениям, и как преодолеть сопротивление

Изменениям, сознательно или бессознательно, сопротивляются все

Изменения – неотъемлемая часть нашей жизни. Без них не было бы никакого развития, мир стоял бы на месте. Но так уж сложилось исторически, что большинство людей с опаской и недоверием относятся к любым новшествам.

Ольга Нагайцева,
бизнес-тренер,
медиа-консультант

И где бы ни происходили изменения – в семье, на работе или в стране, на первом этапе они почти неизбежно сталкиваются с неприятием и сопротивлением.

О причинах и способах сопротивления, а также о методах их преодоления рассказывает эксперт по коммуникациям Ольга Нагайцева.

Почему мы сопротивляемся изменениям

Сопротивление изменениям – это инстинкт. Потому что изменения – это неизвестность. А неизвестность полна страхов и рисков. Нам это надо?

Помните, как котёнок по имени Гав осваивал новые территории? Ему говорят: «Во дворе тебя ждут неприятности!» А он в ответ: «Ура! Меня ждут! Надо спешить!». И все понимали, что котёнок с «приветом». Нормальный, опытный кот разве так поступит?

Сопротивление изменениям – это естественная защитная реакция человеческой психики. Для наших предков из каменного века поход новой тропой к водопою мог стать последним нововведением в жизни. Ну, а в наш цивилизованный и безопасный век?

Во-первых, нововведения меняют устоявшиеся отношения между людьми в коллективе и сам трудовой ритм. Во-вторых, новое всегда сулит неизвестность и выход из привычной зоны комфорта: чтобы жить в уютной квартире, надо пережить стадию ремонта… В-третьих, нам бывает сложно сразу осознать своё место в новом мире, пересмотреть линию поведения.

Например, когда сотруднику понижают зарплату, он испытывает недовольство и стресс. Если зарплату повышают, для многих это тоже оборачивается стрессом, поскольку повышение оклада обычно связано с расширением круга обязанностей и ответственности.

Иногда круг обязанностей расширяется (например, в связи с кадровыми сокращениями или появлением нового проекта), а зарплата при этом остаётся прежней. Никто не воспримет это с восторгом. Да и чему тут радоваться? Почему, собственно, мы должны больше работать и столько же получать? Какое нам дело до причин и следствий?

Причиной может быть, например, падение доходов предприятия в связи с резким падением спроса из-за спада экономики. А следствием сопротивления в такой ситуации будет закрытие подразделения или предприятия в целом. Сотрудники не приняли изменение, а предприятие в результате не смогло адаптироваться к новым условиям.

«Мы это уже пробовали, у нас не получилось», «Надо слишком многое поменять, это невозможно», «Мы и так сильно загружены работой» – это самые распространённые формулировки, которые мы произносим сами и слышим от людей, которые боятся или просто не хотят принимать нововведение.

Изменениям, сознательно или бессознательно, сопротивляются все – не только консерваторы из рядовых сотрудников, но и сами  руководители. Осознавая необходимость изменений, они относятся к ним с тем же недоверием, что и остальные, менее заинтересованные люди. Схема методов сопротивления, представленная ниже, узнаваема для всех участников бизнес-процессов.

Как мы сопротивляемся изменениям:

5 верных способов провалить проект

Секретная методичка вредителя

1. Присвоить проекту статус эксперимента
Классический и очень эффективный способ сопротивления. Эксперимент и нововведение – это принципиально разные вещи. Успешный эксперимент может доказать как эффективность новой идеи, так и её несостоятельность.

Статус эксперимента означает, что конкретное решение ещё не принято, нововведение может быть временным, так как находится в фазе исследования. Группа лиц, заинтересованных в том, чтобы нововведение не прижилось (а это обычно большинство), получает сигнал – надо сопротивляться, доказать, что идея провальная, что «эксперимент» не удался.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

2. Запрашивать большое количество конкретизирующих документов
«Мы не поняли, что от нас требуется. Просим объяснить»… Запрос и предоставление инструкций, служебных записок с объяснением и конкретизацией каждого нюанса нововведения – всё это «размывает» и умаляет основную идею проекта, который в итоге утрачивает смысл не только в глазах рядовых исполнителей, но и в глазах самого автора и основных апологетов.

Время ушло. Энтузиазм иссяк.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

3. «Кусочное» внедрение
«Это такой большой проект, давайте внедрять его поэтапно…». В результате может быть внедрён только один «этап», один элемент нововведения, а всё остальное провозглашено нецелесообразным или просто благополучно забыто.

Как правило, изменение – это продуманная и слаженная система. «Кусочное» внедрение разрывает звенья одной цепи – мешает всей системе заработать. Результата не будет, идея нивелирована, имидж и репутация нововведения и его инициаторов испорчены.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

4. «Отчётное» внедрение
Принято решение о нововведении. Руководитель сказал: «Проверю 1 марта». Отчёт предоставлен – на этом внедрение закончилось. Всем – спасибо, все свободны. Вариант тихого саботажа.

Если речь идёт об изменении системы, реализации нового проекта, то у такого нововведения не может быть одной точки контроля, оно всегда предполагает перспективу, развитие во времени.

Только когда инновация уже превратилась в норму и обыденность, можно говорить о том, что внедрение завершено. Таким образом, 1 марта можно посмотреть только первые результаты, но никак не итог.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

5. «Параллельное» внедрение
Способ сопротивления, когда внедряется новая система, но параллельно действует старая. Яркий пример: пользуемся новой электронной системой документооборота, но бумажная тоже продолжает работать. В этом случае старая система будет долго сопротивляться, а новая мучительно внедряться. Как будто мы из жалости рубим собаке хвост кусочками. Садомазо-менеджмент…

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

Как помочь себе принять новое

Известный американский гуру по управлению компаниями Дэрил Коннер написал: «Если вы хотите, чтобы люди изменились, не давайте им выбора».

1. Осознавать собственный и присваивать чужой опыт ранее принятых нововведений. Этот опыт у каждого огромен. Искать и признавать плюсы, которые пришли в жизнь с уже освоенными новинками.

2. Стараться получить как можно больше информации о нововведении, причинах, следствиях и так далее. Это расширит видение и даст понимание целесообразности. Информация уменьшит неизвестность и страхи.

3. Искать в новом плюсы. Для себя лично – маленькие и большие. Разговаривать со сторонниками нововведения. Это даст поддержку и новую информацию, новый взгляд. Даже если вы будете спорить. А вот перетирать сотню раз воду в ступе с бойцами сопротивления – может, будет и  приятно, но, увы, бессмысленно. 

4. Пробовать. И пробовать. И пробовать. И когда уже нет сил, то хотя бы лежать в правильном направлении.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS
 

Что требуется для преодоления сопротивления и внедрения инновации

Именно на руководителя, лидера, возложена главная ответственность за итоги нововведения, даже если не он является его непосредственным инициатором.

Задача руководителя – дать понять, что проект находится под его контролем на всех этапах реализации; неустанно объяснять ответственным сотрудникам и всему коллективу, для чего вводятся изменения и на какие финансово-экономические показатели они могут оказать влияние; не скрывать, что первоначально будет сложно, зато, когда изменения будут внедрены, это пойдёт на пользу всем участникам процесса.

Например, если в организации принят авторитарный стиль управления, когда всё решает один топ-менеджер, самым эффективным средством будет поменять его на прямо противоположный – либеральный. И наоборот.

В корпоративной культуре может быть заложен один из двух видов мотивации – либо на достижение успеха, либо на избежание неудач.

Если в компании не принято хвалить за успехи, зато сотрудникам сильно достаётся за ошибки, значит, в корпоративной культуре не развита достижительная мотивация. В таком случае любое нововведение столкнётся со страшным сопротивлением, и его шансы на успех очень малы. Следовательно, для успешной реализации проекта может  потребоваться осознанный пересмотр основных принципов корпоративной культуры.

Иногда круг обязанностей расширяется (например, в связи с кадровыми сокращениями или появлением нового проекта), а зарплата при этом остаётся прежней. Никто не воспримет это с восторгом. Да и чему тут радоваться? Почему, собственно, мы должны больше работать и столько же получать? Какое нам дело до причин и следствий?

Причиной может быть, например, падение доходов предприятия в связи с резким падением спроса из-за спада экономики. А следствием сопротивления в такой ситуации будет закрытие подразделения или предприятия в целом. Сотрудники не приняли изменение, а предприятие в результате не смогло адаптироваться к новым условиям.

На первом этапе достаточно получить поддержку небольшой группы людей, которые, в силу своих качеств или личных целей, заинтересованы в реализации данного проекта. Необходимо выделить в коллективе сотрудников с неординарными способностями, амбициозных, способных на инновационное мышление.

Такие люди без особого ущерба для себя могут находиться в оппозиции большинству и, в конце концов, найти путь преодоления всеобщего сопротивления.

Требуется мотивировать их – например, создать им условия и пространство для совместных мозговых штурмов. Подобная поддержка со стороны руководства обычно воспринимается сотрудниками как неформальная карьера.

Всё начинается с малого. Поначалу проект может держаться на нескольких энтузиастах. Используя разные способы – убеждение, демонстрацию достижений, – энтузиасты «втянут» в проект коллег из своего департамента, соседей по кабинету. В результате остальные уже не смогут оставаться в стороне.

Когда инновация получает поддержку хотя бы 30 % коллектива, это означает, что пути назад уже нет, и, скорее всего, она будет реализована.