Вход | Регистрация
Главная > Новости > Как АПЗ космос осваивает

Как АПЗ космос осваивает

14:16 / 9 апреля 2021
Более 50 лет Арзамасский приборостроительный завод (АПЗ) выпускает исполнительные механизмы системы автоматики ракетного двигателя – ИМ-16, ИМ-25. Это изделие космической тематики предназначено для поддержки процентного соотношения топлива и окислителя в двигателе.
Автор: Ирина Балагурова
Сотрудники сборочного цеха №42 АО «АПЗ» регулировщик РЭАиП Алексей Ерёмин и слесарь-сборщик Максим Асташенков ведут сборку и регулировку ИМов. Фото Александра Барыкина
Сотрудники сборочного цеха №42 АО «АПЗ» регулировщик РЭАиП Алексей Ерёмин и слесарь-сборщик Максим Асташенков ведут сборку и регулировку ИМов. Фото Александра Барыкина

Освоение космоса

История ИМов на АПЗ началась в 60-х годах. Это было время ошеломительных успехов первых космических полётов. Уже созданные ракеты могли доставлять в космос спутники и пилотируемые корабли. Но полезная нагрузка была ограничена, что не позволяло проводить более сложные операции на орбитах. Возникла необходимость новых модификаций ракет-носителей. Так появляются «Союз» и космический грузовик «Протон».

Примерно в это же время ГосНИИП разрабатывает и выходит к АПЗ с предложением изготавливать исполнительные механизмы.

Вот что вспоминает Александр Мошнин, почётный ветеран труда Арзамасского приборостроительного завода:

– ИМы стали собирать в 1964 году. Меня и ещё пятерых человек отобрали для «космоса», направили учиться к разработчикам в Москву. Поначалу никак ИМы не шли: крышка и корпус не стыковались, целый год с этим бились. Наконец в 53-м цехе задачу решили, и на сборке всё пошло как по маслу. Когда были большие заказы, на участке работало 100 человек, три мастера. В месяц выпускали по 400 штук!

ИМ-16 производства АПЗ стал применяться в трёхступенчатой ракете-носителе «Союз» и её модификациях. ИМ-25 в количестве шести штук – в ракете-носителе тяжёлого класса «Протон-М».

– Наши исполнительные механизмы устанавливаются в двигательных установках 1-й ступени ракеты-носителя, – поясняет ведущий инженер-конструктор ОГК СП Светлана Тазалова. – Израсходовав топливо, 1-я ступень отстреливается.

Ведущие инженеры-конструкторы ОГК СП АО «АПЗ» Светлана Тазалова и Валерий Полушкин больше четверти века занимаются сопровождением конструкторской документации приводов ИМ-16 и ИМ-25

Ведущие инженеры-конструкторы ОГК СП АО «АПЗ» Светлана Тазалова и Валерий Полушкин больше четверти века занимаются сопровождением конструкторской документации приводов ИМ-16 и ИМ-25. Фото Александра Барыкина

На «Ангаре»

Конструкция механизма ИМа настолько удачна, что позволяет даже через несколько десятилетий применять привод в современных аппаратах. Сегодня ИМ-16 входит в двигатель новейшей ракеты-носителя «Ангара» с экономичным, экологически чистым жидким топливом.

– Когда началась разработка космического ракетного комплекса «Ангара», АО «Конструкторское бюро химической автоматики» (г. Воронеж) поставило перед нами задачу расширить область применения ИМ-16, – рассказывает ведущий инженер-конструктор Валерий Полушкин. – Были проведены дополнительные испытания с увеличенными ударными и вибрационными перегрузками. Для этого мы обратились в Российский федеральный ядерный центр (г. Саров), располагающий уникальным оборудованием. И прибор выдержал. Тем самым подтвердилась возможность его применения в жёстких режимах полёта.

Конструкционный запас ИМ-16 позволил расширить диапазон рабочих температур привода с плюс 50 °С до плюс 65 °С. Но самое главное, увеличился гарантийный срок службы привода с 10 до 15 лет. На основании этих результатов АПЗ был выдан протокол разрешения применения ИМ-16 в составе ракетного двигателя «Ангары».

Этот важный для предприятия документ – результат работы высокопрофессиональной команды в составе ведущих инженеров-конструкторов Валерия Полушкина и Светланы Тазаловой. В проведении испытаний также участвовали инженер-конструктор Александр Килячихин и представитель заказчика Татьяна Лопатникова.

Заказчики ИМов: АО «Конструкторское бюро химической автоматики (г. Воронеж), АО «Протон-Пермские моторы» (г. Пермь).

Тройная ответственность

Окончательная сборка ИМов идёт в цехе №42 на участке мастера Александра Малькова.

– Это изделие повышенной ответственности, – рассказывает Александр Юрьевич. – Все операции, включая приготовление клеевых составов, контролируются БТК. Системы контроля выпуска ИМ-16, ИМ-25 имеют шифр «РК» – «ракетный комплекс». Поэтому все, кто задействован в его выпуске, даже из механических цехов, проходят ежегодную аттестацию по заводскому стандарту «Обеспечение надлежащего контроля и личной ответственности исполнителей за качество изготовления серийных изделий с шифром «Изготовлен по РК-98». В аттестационной комиссии обязательно участвуют главный контролёр и представители 215 ВП МО РФ.

Заказы на ИМы сегодня небольшие: в месяц цех выпускает 6-8 блоков. Поэтому специалистов по ИМам немного, но все – профессионалы высокого класса. В их числе слесарь-сборщик Максим Асташенков и регулировщик РЭАиП Алексей Ерёмин. Трудятся коллеги в тесном взаимодействии, их рабочие места – стол сборщика и регулировочный стенд – рядом.

Цифра: 36 ИМ-16 было выпущено цехом № 42 в 2020 году.

– Если объяснять просто, то ИМ открывает и закрывает дроссельный заслон: регулирует соотношение составляющих компонентов топлива в ракетном двигателе, – говорит Алексей Ерёмин. – На ИМах я почти 20 лет работаю, учился у Александра Васильевича Мошнина.

– В изделии есть несколько ответственных операций, которые нужно выполнять с особой точностью и внимательностью, – дополняет Максим Асташенков, он собирает ИМы шесть лет. – Это касается обеспечения в соответствии с КД множества зазоров и осевых люфтов.

В завершение коллеги добавили, что они, как и все заводчане, работающие с приборами ИМ, обязательно отслеживают ракетные пуски и искренне радуются, когда те проходят успешно.

Событие: 25 марта в 05:47 по московскому времени к орбите с космодрома «Восточный» произведён первый в 2021 году пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 36-ю космическими аппаратами, в том числе иностранными, на борту.
 
– Мы в курсе всех запусков ракет, и этот тоже с коллегами отслеживали, – говорит Светлана Тазалова. – Всё прошло хорошо, значит, и завод сработал отлично!

Также вам может быть интересно
21:00 / 3 мая 2024
Субботник как ностальгия. Почему московский субботник «Социума» пробуждает тёплые воспоминания у его участников
Два раза в год, на детской Ёлке «Социума» зимой и на субботнике весной, у нас есть уникальная возможность: наблюдать руководителей и сотрудников Холдинга в нетрадиционном для них амплуа, когда они демонстрируют способности, не связанные с их непосредственной трудовой деятельностью. Тем бесконечно ценны эти командообразующие мероприятия, которые по праву могут носить почётное звание «народные». Очередной субботник прошёл на нашей московской площадке 3 мая.
10:44 / 3 мая 2024
Субботник в «СОЦИУМ-КРЕПОСТЬ ПОВОЛЖЬЕ» – способ разрядки
Сотрудники ЧОП «СОЦИУМ-КРЕПОСТЬ ПОВОЛЖЬЕ» устроили субботник в офисе компании.
10:23 / 3 мая 2024
Субботник в Хирино – подготовка в 9 мая
Общественный центр компании «СОЦИУМ-ХИРИНО» провёл свой традиционный субботник, которым хиринцы символически отмечают начало сезона благоустройства. И он всегда проходит в рамках подготовки к 9 мая.
10:35 / 26 апреля 2024
«Хиринские продукты» проводят пасхальную акцию для сотрудников «Социума» и арендаторов его московской площадки
Магазин натуральной продукции в Галерее «МОСКВА-СОКОЛ» объявляет скидку 5% на свежие натуральные продукты к пасхальному столу. Условия акции действуют с 30 апреля по 4 мая.
Фото: sotel.su
11:46 / 25 апреля 2024
IaaS и её преимущества. Облачный провайдер – «СОТЕЛ»
IaaS, SaaS, PaaS – эти аббревиатуры мы часто слышим от айтишников, сталкиваемся с ними в текстах с описанием облачных услуг. Всё это сервисы, помогающие сэкономить на развёртывании IT-инфраструктуры без потери эффективности. Специалисты «СОТЕЛ» (ООО «СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ») рассказали об услуге IaaS, которую предоставляют на базе дата-центра компании.