Видеть результаты своего труда всегда приятно

Владимир Иванович Косарев

В середине июня в торжественной обстановке Владимиру Ивановичу Косареву, работавшему до выхода на заслуженный отдых заместителем генерального директора по НИОКР и новой технике – главным конструктором АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», генеральный директор Андрей Капустин вручил знак Почётного ветерана труда завода.

После награждения Владимир Иванович Косарев поделился самыми памятными фактами трудовой биографии, и не только.

0609

– Я учился в школе №4 имени Кирова. Она была подшефной приборостроительного завода, поэтому в ней на производственном участке учили разным рабочим ремёслам. Я выпустился из школы с 4-м разрядом фрезеровщика. А так как серьёзно увлекался радиолюбительством, то ещё имел и звание кандидата в мастера спорта по радиосвязи.

С таким «багажом» поехал поступать в Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова. Но по результатам экзаменов недобрал полбалла. Вернулся домой и подал документы на Арзамасский вечерний факультет ГПИ на специальность 0609 – «Гироскопические приборы и устройства». В 1972 году я его окончил, к тому времени это уже был Арзамасский филиал МАИ.

Путь в полвека

Как только поступил в вуз, устроился на приборостроительный завод. Приняли меня учеником слесаря-инструментальщика в цех №65, наставником был родной дядя – Лебедев Серафим Павлович, высококлассный мастер. Проработал у него на участке несколько дней – этой записи нет даже в трудовой.

Спустя неделю пришёл парторг цеха №43 и спросил, кто из молодёжи может паять. Ответил, что умею. Дали паяльник, разъём – я припаял. Посмотрели и сказали, что переводят меня в цех №43 на новое изделие учеником слесаря-электромонтажника. Через три недели мне присвоили 2-й разряд и перевели на регулировку. Спустя два месяца я уже был регулировщиком четвёртого разряда, потом шестого. Ещё до окончания института меня назначили инженером-исследователем, потом старшим инженером. И так постепенно дошёл до главного конструктора. На АПЗ проработал 53 года.

Наш ответ Чемберлену

Самое памятное изделие из спецтехники – 3А10. Это был мощный рывок завода вперёд: мы перешли на другой уровень гироскопии – стали серийно выпускать инерциальные системы со сложнейшей электроникой.

Это изделие ставили в противовес американским «Томагавкам». 3А10 по ряду технических характеристик превосходил систему управления «Томагавка». Поэтому после подписания Горбачёвым Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 3А10 первым отдали на «растерзание» американцам и сняли с производства.

Первопроходцы

Из «гражданки» – эхотомоскоп и озонатор. Их сделали те, кто до этого создал 3А10, – лучшие инженерные кадры завода. Сделали в короткие сроки, чтобы помочь заводу выжить в непростое время.

Остановлюсь подробнее на озонаторе, тем более что прибор до сих пор выпускается.

Зная, что завод активно продаёт эхотомоскопы, к нам обратились из Нижегородской медицинской академии помочь сделать озонатор. Темой озонотерапии плотно занимался профессор Горбунов; он из подручных средств собрал прибор и применял его для лечения озоном трофических язв у раненых в Афганистане. Так сложился тройственный союз – АПЗ, Саровский ВНИИЭФ, с которым мы сотрудничали ещё по эхотомоскопу, и медицинская академия.

В 1994 году мы сделали первый макетный образец озонатора. К этому времени получили патент на разрядную камеру, в которой и вырабатывалась озоно-кислородная смесь. Корпус озонатора был пластиковым, его тогда напечатали на 3Д-принтере в одной из крупных белорусских фирм. Но начинка была вся наша. На выставке в Женеве озонатор получил серебряную медаль.

«Москва»

Я участвовал во многих испытаниях. Особенно запомнились испытания на противолодочном крейсере «Москва». Фактически здесь отрабатывали всё, что было сделано промышленностью, в том числе и нашим предприятием. Именно здесь был проведён и первый запуск нашей системы ПВО на крупном корабле. Испытания прошли успешно. Чувства непередаваемые! Видеть результаты своего труда всегда приятно.

Жажда знаний

Мне так или иначе пришлось участвовать в воспитании огромного числа заводских специалистов. Начальники КБ в сборочных цехах, руководители лабораторий – все прошли через мои руки.

В молодёжи всегда ценил жажду знаний, когда не просто учишься в институте, а занимаешься самообразованием, участвуешь в профессиональных конкурсах. Уверен, что надо постоянно поддерживать свой технический уровень.

За рулём

Я автолюбитель со стажем. Мой первый автомобиль – ВАЗ-21011, красного цвета. Каждое лето на нём ездили отдыхать – в Крым, на Кавказ, Урал, в Прибалтику, Удмуртию. Сейчас с сыном (Дмитрий Косарев – ведущий инженер-электроник ОГК СП – прим. ред.) увлечены автотюнингом.

Любимый город

До первого класса наша семья жила в Арзамасе, недалеко от Соборной площади, в одном из домов Революционного переулка. Это небольшая улица, спускающаяся к Рождественской церкви. В годы моего детства в ней размещалась пекарня, и мать часто посылала меня в магазинчик за тёплыми булками. Какими вкусными они были!

Когда в 1955 году после демобилизации вернулся отец, мы переехали на улицу Калинина. За годы работы на заводе я объехал нашу страну от побережья Дальнего Востока до Чёрного моря, побывал и в крупных городах, и в малоизвестных – Балтийске, Большом Камне, Полярном. Но «старый Арзамас» остался моим любимым местом…

Фото Елены Галкиной