Газета «Аргументы недели»: Крейсер «Москва»: из воды поднималась огромная стена с номером 121

В целях укрепления дружественных и поддержки шефских связей делегация АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина» побывала в Севастополе на гвардейском ордена Нахимова ракетном крейсере «Москва».

Ракетный крейсер «Москва». Автор фото: Александр Барыкин
 

История шефских связей с флагманом Черноморского флота, тогда он именовался «Слава», началась в 1979 году. Возобновлена спустя ровно 40 лет, в 2019-м, подписанием нового договора об установлении шефских связей между АПЗ и ГРКР «Москва». Тогда руководство завода побывало на Дне ВМФ в Севастополе. А делегация моряков из «Москвы» с ответным визитом посетила День города в Арзамасе и Музей истории АПЗ. А уже в осенний призыв согласно договору на подшефный крейсер отправились служить шесть арзамасцев.

Ракетный крейсер. Автор фото: Александр Барыкин

В этот раз на корабле побывали начальник отдела внешних связей и массовых коммуникаций Оксана Скопцова, директор музея Лилия Сорокина и заместитель руководителя службы протокола Денис Васильев, который проходил срочную службу на крейсере и знает его как свои пять пальцев. Запечатлеть исторический момент предстояло фотографу Александру Барыкину и видеооператору Александру Назарову.

На крейсер, только вернувшийся с учений, нас доставил командирский катер. Поднимаемся по трапу. Размеры «Москвы» впечатляют: 186 метров в длину и почти 43 в высоту. Как 16-этажный дом с несколькими сотнями «жильцов»! Пока матросы на палубе драили медные части, «чтоб огнём горело», мы с восхищением осматривали крейсер.

Вертолётная площадка! Музей истории! Центральный пост! Кресло командира! Офицерская кают-компания, где на стареньком пианино когда-то играла Александра Пахмутова, а за столом, накрытым зелёным сукном, сидела Элина Быстрицкая! Эмоции переполняют!

Специально для встречи с нами на крейсер приехал ветеран ВМФ, командир крейсера «Слава» с 1984 по 1988 годы, капитан 1 ранга Виктор Крикунов. Статный боевой офицер удивительно легко поднимается и спускается по узким трапам, отлично ориентируясь в бесконечных коридорах. Ещё бы! Ведь здесь ему знакома каждая каюта, каждый потаённый уголок. В музее боевой славы нахлынули воспоминания…

В июле 1979 года я прибыл в город Николаев, меня назначили командиром гвардейского большого противолодочного корабля «Сообразительный». Корабль принял, и нам дали команду готовиться обеспечивать спуск крейсера «Слава» на воду, который состоялся 27 июля, в День ВМФ. Мы видели, как крейсер начал постепенно со стапелей сходить и погружаться в воды реки Ингул. Мне посчастливилось видеть своими глазами, как он родился. Конечно, я и не думал, что позже судьба сведёт меня с этим крейсером на долгие годы, – рассказал Виктор Алексеевич. 

Первый спуск корабля на воду во все времена был особой традицией – принято о форштевень разбивать бутылку крепкого напитка (в случае с крейсером «Слава» это было советское шампанское). Разбить стеклянный сосуд непременно должна женщина. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она «крёстная мать». Кораблю, как и человеку, жизнь даёт женщина… Жизнь «Славе» дала Нина Петровна Савельева. В музее корабля хранится фото «крёстной мамы» и горлышко от той самой бутылки…

27 июля 1979 года в 18.03 завод окончил работу, рабочие буквально «облепили» всё здание. Ещё бы, ведь это было событие – рождение нового класса кораблей. К тому же строился крейсер в закрытом эллинге, говорили, что идёт модернизация старого артиллерийского корабля. Но когда он вышел на ходовые швартовые испытания, конечно, все ахнули: Советский Союз в кратчайший срок сумел построить новый океанский крейсер, – рассказывает заместитель командира 30-й Дивизии надводных кораблей (ДНК) по военно-политической работе капитан II ранга Алексей Бугорский.

Поднимаемся на палубу и знакомимся с боевым арсеналом «Москвы»: пусковые установки ракетного комплекса «Вулкан», ЗРК С-300Ф «Форт», ракетные средства ПВО, артиллерия, торпеды, глубинные бомбомёты. Крейсер не зря называют «убийцей авианосцев».

Корабль предназначен для нанесения ракетных ударов по авианесущим группам, нарушения морских коммуникаций противника. А по размерам напоминает уж если не город, то завод наверняка, – продолжает Алексей Бугорский, но когда узнаёт, что численность АПЗ – 6000 человек, с улыбкой уточняет – маленький, конечно, заводик, по сравнению с вашим.

Заместитель руководителя службы протокола АПЗ Денис Васильев и начальник отдела внешних связей и массовых коммуникаций Оксана Скопцова передают подарки и памятные адреса командиру 30-й Дивизии надводных кораблей (ДНК) Черноморского флота капитану I ранга Сергею Троневу и заместителю командира 30-й ДНК по военно-политической работе капитану II ранга Алексею Бугорскому

У крейсера непростая судьба. Нам рассказывают, как ещё два года после развала Советского Союза корабли ЧФ, словно призраки, ходили под флагом несуществующей страны, как корабль чуть не ушёл на металлолом, как в 1995 году был переименован в ракетный крейсер «Москва» и в 1999-м, наконец, вернулся в Севастополь… В 2016-м ему был вручён орден Нахимова. 

С пустыми руками в гости ходить не принято. На встрече с руководством 30-й ДНК Черноморского флота передаём морякам подарки, а также памятные адреса, предназначенные для вручения гвардейцам, именинникам, гостям крейсера, для увольняющихся в запас. С собой увозим благодарственные письма генеральному директору АПЗ Андрею Капустину «За всецелую поддержку доброй традиции дружбы и сотрудничества», председателю городской Думы г. Нижнего Новгорода, председателю Совета директоров АО «АПЗ» Олегу Лавричеву «За возобновление шефских связей между флагманом Черноморского флота и АПЗ».

Миссия выполнена, пора домой. Перед уходом берём обещание с моряков приехать на АПЗ. Получив утвердительный ответ, с чувством выполненного долга, отправляемся в аэропорт. Дружить будем!

Источник: argumenti.ru