АПКБ успешно завершило НИР

Специалисты Арзамасского приборостроительного конструкторского бюро успешно завершили научно-исследовательскую работу по изготовлению электромеханического привода для самолёта пятого поколения Т-50.

Компания «Сухой» одна из первых в России начала переходить к электрификации своих самолётов, которые уже оснащаются вспомогательными электромеханическими механизмами.

«Сухой» обратился к нам далеко не в первую очередь, и даже не во вторую. Сначала дело было доверено крупным компаниям, специализирующимся на создании приводов. К сожалению, они не смогли создать прибор, отвечающий заявленным требованиями к Т-50. После заказчик решил сотрудничать с нами, однако особых иллюзий после ряда провалов и потерянного времени не питал. Первые полтора года со стороны заказчика мы испытывали скептическое отношение. Но как только «сняли» первые характеристики, отношение изменилось кардинально. Главный конструктор (по системам управления) КБ компании «Сухой» взял дело под личный контроль, став частым гостем в Арзамасе, оказывая всяческое содействие в проведении испытаний.
Владимир Сухоруков, начальник КБ-3 АПКБ

АПКБ изготовило два варианта прибора: привод на 2 т (для лёгкого самолёта) и привод на 7,5 т (для Т-50). Испытания проходили на заводе, выпускающем штатные агрегаты практически для всей линейки самолётов компании «Сухой». К приятному удивлению заказчика, испытания дали положительный результат. 

Центральный аэрогидродинамический институт (г. Жуковский) выразил готовность смоделировать на компьютере привод, разработанный АПКБ, полностью интегрировать его с системами Т-50 и посмотреть, как самолёт будет вести себя во время полёта, выполняя фигуры высшего пилотажа. Договор уже подписан, испытания ждут своей очереди, после чего будет обсуждаться дальнейшая судьба уникальной для отечественного рынка разработки арзамасских конструкторов.

Артём Канашкин

Справка

Привод элерона крыла входит в систему непосредственного управления самолётом, находящегося в воздушном пространстве.

В современных условиях гидравлическая система делает управление машиной несовершенным: она сложна в обслуживании, а большой расход масла приводит к нежелательному увеличению массы самолёта. Все мировые лидеры в области самолётостроения уже перешли на производство электромеханических приводов.

До настоящего времени отечественные самолёты оснащались гидравлическими приводами, и производство «электромеханики», соответствующей всем необходимым требованиям, сегодня является ахиллесовой пятой российской авиационной промышленности.