Большое в малом,
малое в большом
Обратная связь Подписка
Главная > Новости > Беспилотники из Арзамаса

Беспилотники из Арзамаса

30 июля 2018
Договор о научно-техническом сотрудничестве с Воронежской военно-воздушной академией (ВВА) стал началом развития нового перспективного направления на Арзамасском приборостроительном заводе – производства беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа.
Людмила Фокеева
На сборочном участке инженеры-конструкторы Сергей Бакулин и Евгений Куприянов. Автор фото: Елена Галкина
На сборочном участке инженеры-конструкторы Сергей Бакулин и Евгений Куприянов. Автор фото: Елена Галкина

Это совместная инициативная разработка АПЗ, ВВА и АПКБ проекта «Комплекс инженерно-технической разведки» с беспилотным летательным аппаратом вертолётного типа (БПЛА-ВТ) производства АПЗ.

Идеей о разработке и создании БПЛА на Арзамасском приборостроительном заводе «загорелись» ещё в начале 2000-х годов. Но развитие эта тема получила лишь несколько лет назад. Благодаря инициативе генерального директора Олега Лавричева и поддержке акционеров предприятия, были выделены средства на проведение инициативной разработки; специалисты ООО «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» под руководством В. Пименова совместно с Московским авиационным институтом разработали конструкторскую документацию. Ведущие конструкторы и технологи АПЗ отработали техпроцессы. В настоящее время изготавливаются опытные образцы, стенд для наземных испытаний, заказаны необходимые комплектующие.

Московская фирма «Иркос» по заказу АПЗ изготовила пеленгаторы, для обучения управлению БПЛА закуплен симулятор. Первая группа пилотов уже обучается в ВВА, а параллельно разрабатывается программа по подготовке пилотов на базовой кафедре Арзамасского политехнического института – филиала НГТУ им. Р. Е. Алексеева.

Виктор Сивов, технический директор АПЗ
Собственное инструментальное производство позволяет нам в короткие сроки осваивать совершенно новые сложные изделия. Мы создали специальный сборочный участок. Развитая производственная база и наличие высококвалифицированных специалистов способствуют быстрой отработке технологий, техрешений, кооперации и алгоритмов. Кроме того, этот проект объединяет всех ведущих конструкторов и разработчиков в области малых вертолётных форм, создаёт кооперацию по осуществлению полного импортозамещения комплектующих, вплоть до двигателей.
Виктор Сивов, технический директор АПЗ

Беспилотная авиация экономически выгоднее для потребителя. И это неудивительно: цена пилотируемых самолётов и вертолётов постоянно возрастает, увеличивается и стоимость обучения пилотов. Разработки принципиально новых моделей и конструкций беспилотных летательных аппаратов ведутся постоянно. Несмотря на то, что беспилотники сейчас производят во многих странах и в различных модификациях, на этом рынке ещё есть пустующие ниши.

Олег Лавричев, генеральный директор АПЗ Беспилотник лёгкого типа, основанный на вертолётной платформе, с возможностью взятия достаточно весомой (35-50 кг) полезной нагрузки, востребован в Вооружённых Силах РФ для обеспечения устойчивой связи в труднодоступных районах, организации видеонаблюдения, реализации задач радио­электронной борьбы (РЭБ), радиоразведки. А поскольку это самостоятельное изделие, оно будет востребовано и на рынке, обеспечивая предприятию загрузку мощностей на перспективу.
Олег Лавричев, генеральный директор АПЗ 

Подъёмная сила у БПЛА-ВТ создаётся аэродинамически, но не за счёт крыльев, а за счёт вращающихся лопастей несущего винта. Очевидным преимуществом является способность зависать в одной точке и высокая манёвренность. Ещё одной особенностью является их мобильность: они разборные, умещаются в контейнере объёмом порядка около одного кубического метра, что удобно для перевозки любыми транспортными средствами. При этом приведение вертолёта из транспортного состояния в рабочее занимает максимум 20 минут.

Современная роботизированная техника востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: сельском хозяйстве, метеорологии, археологии, геологоразведке, нефтегазовой отрасли, силовых структурах, а также при обследовании железных дорог, мостов, высотных объектов, лесных хозяйств, заповедников и во многих, многих других направлениях.

Кроме того, освоение производства БПЛА позволит предприятию выступать в роли изготовителя конечной продукции, а не комплектующих, как было до настоящего времени, что открывает новые финансовые возможности при заключении контрактов как с государственными заказчиками, так и с гражданскими структурами.

Людмила Фокеева

Технические характеристики БПЛА-ВТ АПЗ:

  • предельная взлётная масса: 150 кг
  • нормальная взлётная масса: 120 кг
  • максимальная полезная нагрузка: 50 кг
  • максимальная скорость полёта: 150 км/ч
  • максимальная удалённость на одной заправке: 300 км
  • высота полёта: 3,5 км

Также вам может быть интересно
15:55 / 3 декабря 2025
Предновогодний номер корпоративной газеты «СОЦИУМ» вышел из печати
В Холдинге «СОЦИУМ» стартовала пятая, юбилейная «Ёлка желаний» — акция, которая исполняет детские мечты и дарит взрослым шанс почувствовать себя волшебниками.
14:33 / 2 декабря 2025
Звание «Щелкунчика» – это начало большого пути
С 24 ноября по 1 декабря в столице состоялся XXVI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Холдинг «СОЦИУМ» поддерживает проект с 2016 года.
10:00 / 1 декабря 2025
Главное в работе – не выпячивать своё «я»
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Юрий Силаков – ветеран Холдинга «СОЦИУМ» IV степени со стажем работы 10 лет. Но на московской площадке он трудится намного дольше: перешёл в «МОСКВА-СОКОЛ», проработав 36 лет на «Алмазе».
10:00 / 28 ноября 2025
Новости Акционера Холдинга «СОЦИУМ» Игоря Ашурбейли
Дайджест главных событий ноября.
Ирина Максимова, начальник операционного управления «СОЦИУМ-БАНКА»
10:52 / 26 ноября 2025
Почему многие россияне не имеют сбережений?
Задумывались, почему почти 40% россиян не имеют сбережений*? Часто это связано с тем, что управление финансами – сложная задача. Но есть простой способ начать копить и приумножать средства.