В селе Хирино Холдинг «СОЦИУМ» осуществляет один из своих социальных проектов. Мама, хоть и давно работает в «СОЦИУМЕ» (уже около 20 лет), тоже собиралась в Хирино впервые. Так что для нас обеих будет всё в новинку. Тем лучше, потом соединим впечатления.
Около шести часов на поезде, и в два часа ночи мы в Арзамасе. Заселились в отель и сразу уснули. Из-за раннего подъёма выспаться толком не удалось, но ощущение перемены места и предвкушение ярких впечатлений придали бодрости.
Дорога от Арзамаса до Хирино быстро пронеслась за окном автомобиля. Со всех сторон нижегородские пейзажи: деревья, поля, поля, деревья, между ними изредка – деревушки. Простор. Глаз отдыхает, словно смотришь на морскую гладь. Только тут море не голубое, а зелёное, с вкраплениями желтизны – середина сентября, и осень вступает в свои права.
Ежегодный фестиваль «Голос традиций», учреждённый «СОЦИУМОМ» в честь Дня села Хирино, всегда проводится в это время. Поскольку фестиваль, помимо прочего, сопровождается фермерской ярмаркой, всё логично. Как раз конец сельскохозяйственного сезона, урожай в основном собран. Его плоды становятся украшением фестивальной площадки. Попируем на славу!
Свет над селом: история Предтеченского храма
Хирино встречает своим храмом. Буквально. Это первое, что бросается в глаза ещё при въезде. Роскошное барочное строение видно издалека. Чтобы все знали: тут не деревня, а село, да ещё и с историей! А без интересной истории откуда бы взяться такой церкви, возведённой со столичным размахом?
Храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи сияет среди сельских домиков, соединяя землю и небо, поднимаясь ввысь на 36 метров. Колокольня стоит отдельно, рядышком. Она на шесть метров ниже, но и её купол тоже смело взрезает небеса. Глядя на этот архитектурный комплекс, не верится, что ещё каких-нибудь 13 лет назад он был в руинах.

Строили хиринский Предтеченский храм, можно сказать, дважды. Первый раз – почти тридцать лет, с 1729 по 1758 год. Есть версия, что автор проекта – сам придворный архитектор екатерининских времён Василий Баженов. Стилистика напоминает именно его работы.
Два века село гордилось своим храмом. Но в 1930-е годы его закрыли. Люди и природные явления за несколько десятилетий превратили шедевр барокко в устрашающего вида развалины. В первом десятилетии 2000-х гг. сильная гроза с молнией и ураганом обрушила купол. Но прошло всего несколько лет, и судьба храма снова изменилась. В 2012 году началось его восстановление, по инициативе и на средства потомка местных жителей – хиринских каменщиков Резановых.
Прадед предпринимателя, благотворителя и общественного деятеля Игоря Рауфовича Ашурбейли Григорий Степанович Резанов жил на этой земле до своего переезда в Баку и был крещён в этом храме. А его правнук восстановил храм и связь времён.
Когда мы подъехали к храму, внутри совершалась Божественная литургия. С неё каждый раз начинается празднование Дня села, который вот уже 12 лет отмечают большим фестивалем фольклора, ремёсел и фермерства «Голос традиций».
День села – это ещё и годовщина восстановления храма. А потому в этот день и богослужение проводится не рядовое, а архиерейское. Служит сам глава Нижегородской митрополии владыка Георгий. В предалтарном пространстве очень людно, многие приехали специально, чтобы получить благословение от одного из церковных иерархов. Не только помолиться, но ещё и впечатлиться особым величием соборной службы.

Внутри храм тоже очень красив: просторный, светлый, с высоким куполом (небом) и росписями, от которых невозможно отвести взгляд. Пение архиерейского хора, тягучий запах восковых свечей и ладана обволакивают покоем. Кажется, на языке воцерковлённых людей это называется благолепием.
Не часто бываю в храмах, но в хиринском смогла поймать состояние умиротворения, за которым сюда и приходят. А ещё успела внимательно рассмотреть детали убранства и богослужения. Это интересно и завораживает, даже если не относишь себя к разряду глубоко верующих.
На улице под лестничными галереями, опоясывающими храм со всех сторон, заметила большой колокол. Любопытно, почему он не на колокольне или внутри храма, а именно здесь?
«Этот колокол выбросили, когда храм разрушали. Он расколот и лишился языка, – пояснил местный настоятель отец Владимир. – На колокольню его решили не поднимать. Пусть остаётся здесь, на видном месте, напоминая о временах, к которым не хочется возвращаться».

Я осторожно провела рукой по шершавой бронзовой поверхности, покрытой объёмной гравировкой. В конце концов, не так часто предоставляется возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории. А тут можно и потрогать, и рассмотреть в деталях.
Потом решила поспрашивать жителей, что для них значит этот храм. Видимо, вопрос был задан правильный, потому что в ответ сразу пришли открытость и теплота. Хотя и не все опрошенные причисляют себя к глубоко верующим и постоянным прихожанам, равнодушных к прошлому и настоящему Предтеченского храма здесь, похоже, нет. Он дорог людям не только как святыня, но и как символ самого села, подтверждающий поговорку, что свято место пусто не бывает.
«Раньше здесь одни развалины были, а сейчас глаз радуется. И батюшка хороший, люди к нему тянутся», – делится бывший хиринский почтальон Николай Александрович.
Мы стоим с ним, молчим некоторое время, смотрим на церковь, на большой пруд у храмового подножия, добавляющий пейзажу живописности. Отражение роскошного архитектурного сооружения колышется на поверхности воды под лёгким ветерком, погода прекрасная.
Николай Александрович улыбается: «Когда-то тут и лебеди жили, и гуси были. Даже цапли прилетали. Тишина для птиц – благодать, их ничто не пугало. Сейчас здесь утиное царство. Зато людей стало больше приезжать, когда храм восстановили. Может быть, и лебеди однажды вернутся, когда пруд вычистят, приведут в порядок. Знаю, что и такие работы планируются».


Времён связующая нить
После службы на поле у храма развернулась большая ярмарка. Тут моё внимание в первую очередь привлекли ремесленники. Они предлагали интерактив, а не только возможность приобрести изделия. Более двадцати мастеров народных промыслов представляли свои работы: от керамики, ткачества и росписи по ткани до резьбы по дереву и традиционных игрушек. На мастер-классах можно было попробовать освоить технологии, которыми пользовались наши предки.
Всех гостей бесплатно угощали блинами, сбитнем, ухой и кашей. А это тоже такой своеобразный привет из прошлого: блюда приготовлены по старинным рецептам.

Гуляя по ярмарке, я со многими обменивалась впечатлениями. Интересно было, я одна себя чувствую так, будто меня пригласили погостить в позапрошлом веке, но с современными удобствами, или у остальных похожие впечатления? Это было бы неудивительно: такому «флешбэку» способствуют и народные костюмы участников ярмарки – фольклорных исполнителей и ремесленников, и общая атмосфера открытости, доверия, какой-то лёгкости, не свойственная особо дню сегодняшнему. Оказалось, атмосферу многие гости считывали одинаково:
«Очень уютно здесь, по-домашнему, – говорили мне. – Мастера прекрасные, ансамбли замечательные. И, конечно, ждём столичную знаменитость».
В этом году организаторы сделали гвоздём программы Прохора Шаляпина, и он, кстати, выступил блестяще, нашёл общий язык с публикой.

Вкусное детство
Отдельная история – фермерские натуральные продукты, представленные на ярмарке в изобилии. Мы закупились и много чего попробовали. Например, мёд с пасеки Дубровиных –местный, рождённый в полях и лесах Шатковского района Нижегородской области. Лёгкий, с тончайшим цветочным ароматом.
(А дочка Татьяны Дубровиной делает вот таких замечательных вязаных пчёлок).

Мама прямо расцвела во время этой дегустации. Улыбалась, облизывая ложечку.
«Хорошо было бы, – мечтательно сказала мама, – если бы и у Хирино появилось своё хозяйство: пасека с ульями, конюшня… может, даже мини-зоопарк. Хирино стало бы местом притяжения, и не только в День села. Жизнь зазвучала бы здесь по-новому. Прежде всего, для самих хиринцев. Когда я была маленькой, всё лето проводила в деревне у бабушки и дедушки. Помню их просторное хозяйство: домашний скот, большие огороды, пастбища с овцами… запах свежескошенной травы и полевых цветов».

Передо мной тут же вся эта картинка вольного, трудового, ароматного и сытного деревенского детства ярко нарисовалась. Место тут такое, что и воображение особо подключать не надо. Хирино просто создано для того, что описывала мама.
На площадке тем временем звучали народные песни. Стало так легко и хорошо, что захотелось выйти танцевать вместе с детьми.
Оказалось, что у Хирино есть своя песня на слова и музыку Виктории Макаровой. Коллектив Общественного центра исполняет её в День села третий год подряд. От Татьяны Гусевой, руководителя этого коллектива, я узнала, как Виктория подарила селу песню своего сочинения, как записывали все вместе первый «минус» на студии в Арзамасе.
Для хиринцев этот эпизод точно остался ярким воспоминанием. Исполнение песни быстро стало традицией фестиваля, и жителям она явно пришлась по душе. Когда со сцены поётся припев «Хирино, Хирино – русское село, Приезжайте в гости к нам, встретим вас тепло», его тут же подхватывают в толпе зрителей.
Сердце села
Общественный центр, построенный «СОЦИУМОМ» рядом с храмом, – сердце села. В прямом и переносном смысле. Здания Центра и Предтеченского храма расположены в центральной части Хирино и созданы для того, чтобы генерировать жизнь в самых лучших её проявлениях, как сердце генерирует кровоток.
В Общественном центре есть почта, музей, библиотека и зал для встреч. Сюда же перенесли фельдшерско-акушерский пункт, впервые за много десятилетий создав для него подходящие санитарные условия.
Каждый день в уютном двухэтажном здании под сенью берёз собираются люди разных возрастов, Центр организует их творческий досуг, чтобы мир сельских жителей состоял не только из бытовой рутины и тяжёлого труда. Многие это ценят.

Администратор и педагог Общественного центра Татьяна Гусева ежедневно приезжает сюда из соседнего посёлка Шатки на велосипеде.
«Я люблю свою работу, – просто говорит она. – У нас живёт много талантливых неравнодушных людей. Только вот в раскрытии таланта и развитии интереса к жизни людям часто требуется помощь и поддержка. Ради этого и работаем».
Для Татьяны у нас был сюрприз. Мама в гости с пустыми руками не ходит. В этот день хиринцам подарили много подарков – «СОЦИУМ» позаботился, чтобы праздник получился полным. Но мы тоже решили внести свою лепту – немного помочь местному творческому коллективу. И оставить что-то на память о себе, конкретно: фотоаппарат, чтобы для публикаций на сайте холдинга из Хирино получались качественные фото.
«Пусть в Центре всегда звучит детский смех и радость. Пусть исполняются самые смелые мечты. Я хочу, чтобы вы всегда могли запечатлеть важные моменты жизни Центра и этот фотоаппарат стал вам в этом верным помощником», – такое пожелание Татьяна Гусева получила от Ольги Ковалевской.

«Безумные» идеи ведут к благим переменам
Вечером перед отъездом мы с мамой устроились на скамейке с видом на село и окрестные просторы. Дышалось хорошо, усталость не тяготила. Впечатления постепенно укладывались в общую картину.
Я думала о том, что чувствую уважение к людям, которые вернули этому селу жизнь. Игорь Рауфович Ашурбейли здесь личность уже легендарная. Столько раз за этот день слышала в его адрес то, что называется «Многая лета!».
Когда-то очень давно, когда храм ещё стоял в развалинах, без купола, а никакого Общественного центра и других построенных «СОЦИУМОМ» объектов и в помине не было, Игорь Рауфович приезжал сюда со своим ближайшим окружением и проводил совещания с церковниками и подрядчиками в палатке, укрывающей от непогоды. Так мне рассказывали.
Коллегам из «СОЦИУМА» масштаб предстоящих работ тогда виделся нереальным, неподъёмным. Состояние храма, да и всей местности, было такое, что не знаешь, с чего начать, как подступиться к задаче.
Сегодня Евгения Ярославна Лебединская говорит: «Иногда идея кажется безумной. Но вот она приносит результат, и ты его видишь… И понимаешь, что всё было не зря».
Хирино стало для меня открытием. Я понимаю, чувствую, вижу, что это не просто точка на карте. А место силы, где прошлое встречается с настоящим, где труд и вера людей творят чудеса.
И знаете, иногда самые яркие впечатления ждут не в столицах и не за границей, а в маленьком селе рядом с людьми, любящими свою землю и преданными своему делу. Я нисколько не пожалела, что согласилась поехать и увидела это всё своими глазами. Обязательно вернусь и посмотрю, как Хирино будет меняться дальше.
Текст: София Ковалевская