Кооперация по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) утверждена

Кооперация по БПЛА. Модель аэродинамической системы

На Арзамасском приборостроительном заводе состоялось заседание научно-технического совета по вопросам разработки экспериментального образца «Станции радиоразведки на беспилотном летательном аппарате вертолётного типа «Грач».

За время реализации данного проекта с января 2018 года это уже пятая встреча, но впервые за столом переговоров были все участники кооперации. Более 20 специалистов от предприятий Москвы, Воронежа, Мичуринска, Красноярска, Казани, Владимира, Саратова приехали в Арзамас, чтобы обсудить проблемные вопросы и определить сроки проведения военно-технического эксперимента. Данный проект реализуется в интересах модернизации мобильной наземной техники, стоящей на снабжении в войсках радиоэлектронной борьбы Вооружённых сил России.

Модель аэродинамической подъёмной системы – проект ИПУ РАН

Напомним, что экспериментальный образец «Грач» стал одной из девяти наиболее перспективных инновационных разработок, отобранных на Международном военно-техническом форуме «Армия – 2018». Реализация данного проекта началась по поручению министра обороны Сергея Шойгу, им поставлена задача – к форуму «Армия – 2019» представить экспериментальный образец, прошедший испытания.

– Работаем мы с Арзамасом с весны этого года. Совместно с АПКБ разработали документацию, АПЗ подготавливал производство, изучал документацию и предлагал корректировки с учётом особенностей производства, затем достаточно оперативно и качественно выполнил всю производственную программу, – говорит руководитель специального конструкторского бюро 602 «Искатель» Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов. – В августе аппарат был собран и поднят в воздух. Потом машину перевели на нашу лётную базу, где мы с арзамасскими коллегами продолжили испытания. Сейчас проводим работы по размещению на летательном аппарате полезной нагрузки. Те замечания, которые возникают, мы оперативно внедряем в документацию, чтобы вторая машина собиралась уже с учётом всех возможных замечаний и конструктивных доработок.

Главный научный сотрудник ИПУ РАН В. Вишневский презентует аэродинамические подъёмные системы

На совещании решались вопросы по уточнению состава, разработке элементов, доработке конструкции и проведению первичных лётных испытаний изделия. Был утверждён план-график проведения работ.

– За вполне короткое время, 5-6 часов общения, решена была масса вопросов. Главные проблемы связаны с импортозамещением. Были приглашены специалисты из разных городов России. Мы определились, как будем действовать, что и в какой период менять, чтобы успеть к докладу министру обороны, который ждёт от нас результата 25 июня на «Армии – 2019», – прокомментировал главный научный сотрудник управления НИИИ (РЭБ) Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж) Александр Виноградов.

Также на совещании рассматривалась и абсолютно новая для Арзамасского приборостроительного завода тема – разработка и производство аэродинамической подъёмной системы.

– Рассматривается вариант такого устройства с питанием с земли, – отметил технический директор предприятия Виктор Сивов. – Есть способ передачи электроэнергии, основанный на гипотезах Николы Теслы, что на высокой частоте при высоком напряжении может передаваться огромная энергия с малыми потерями. Мы сотрудничаем с Институтом проблем управления (ИПУ РАН). Был разработан способ передачи энергии по тонкому, лёгкому и прочному проводу на аэродинамическую платформу, которая может на длительное время зависать в воздухе. Например, случилась авария на вышке сотовой связи – подъезжает автомобиль и поднимает эту платформу. Система функционирует как передающая станция. По линии МО это и обеспечение связи, и РЭБ на большие расстояния за счёт возможности поднятия устройства на высоту порядка ста метров.

Как пояснил главный научный сотрудник Воронежской военно-воздушной академии Александр Виноградов, работа по подъёмным антенным устройствам уже включена в ГОЗ на 2019 год, но из-за отсутствия отечественных разработок, элементной базы, решений по энергообеспечению она сдвигается. Участники совещания каждый по своему направлению высказали предложения по созданию данного устройства.

– Уже есть определённые технические требования, согласно которым мы могли бы изготовить макет для проведения лётных испытаний, – говорит директор ООО «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» Владимир Евсеев. – Всё это мы сформулировали в итоговом протоколе и обозначили вопросы о сроках реализации, бюджете и требованиях к агрегатам, которые могли бы применяться. Комплекс очень сложный, кроме того, он должен быть выполнен на отечественных узлах, агрегатах и с применением отечественной элементной базы.

Было принято решение провести научно-исследовательскую работу по формированию требований к облику и элементам аэродинамической подъёмной системы.

На следующем заседании НТС работа по этим направлениям будет продолжена.

Людмила Фокеева. Автор фото: Александр Барыкин