Главная > Новости > «Армия-2019» определила будущее инициативной разработки предприятий «Социума»

«Армия-2019» определила будущее инициативной разработки предприятий «Социума»

10:00 / 3 июля 2019
После демонстрации беспилотного летательного аппарата «Грач» Владимиру Путину и Сергею Шойгу на «Армии-2019» в АО «АПЗ» и ООО «АПКБ» ждут госзаказа на ОКР и прорабатывают вопрос импортозамещения всех комплектующих аппарата.
Екатерина Кураченко
Беспилотный летательный аппарат «Грач» – макетный образец на стенде Воронежской военно-воздушной академии
Беспилотный летательный аппарат «Грач» – макетный образец на стенде Воронежской военно-воздушной академии

Напомним, что в прошлом году на Военно-техническом форуме «Армия-2018» беспилотный летательный аппарат вертолётного типа «Грач» со станцией радиоразведки – совместная разработка Воронежской военно-воздушной академии (ВВА) им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Арзамасского приборостроительного завода им. П. И. Пландина и Арзамасского приборостроительного конструкторского бюро – стал победителем в номинации «Лучший инновационный проект». Министр обороны России Сергей Шойгу лично осмотрел аппарат и поручил разработчикам на «Армии-2019» показать макетный образец, прошедший военно-технические и лётные испытания.

Поручение выполнили успешно – уже получен протокол с положительным заключением на соответствие тактико-техническим характеристикам. На международном форуме «Армия -2019» в выставочном парке «Патриот» Президенту России Владимиру Путину и Министру обороны России Сергею Шойгу представили усовершенствованную модель беспилотника. Следующий этап демонстрации «Грача» – полёты на МАКСе.

В этом проекте Воронежская академия выступает главным идеологом, инициатором разработки комплекса радиоразведки в воздухе и научным консультантом. ООО «АПКБ» является разработчиком научной документации носителя и комплекса, а АО «АПЗ» – производителем, который в дальнейшем будет обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание беспилотников.

Своими впечатлениями о работе на форуме «Армия -2019» поделился генеральный директор АО «АПЗ» Олег Ларичев:

Генеральный директор АО «АПЗ» Олег Ларичев

– В прошлом году мы работали на стенде Воронежской военно-воздушной академии имени Жуковского. А в этом впервые вышли на «Армию» с собственным стендом. Это дало нам возможность представить сразу два макетных образца беспилотника – у воронежцев и у нас.

На одном из стендов находилась выставочная модель «Грача». Это была демонстрация облика современного беспилотного летательного аппарата.

Другой стенд демонстрировал беспилотник с функциональной нагрузкой – тот образец, который участвовал и испытаниях, в военно-техническом эксперименте.

Нам очень важно получить поддержку Минобороны на открытие опытно-конструкторской работы и уже в рамках ОКР доработать «Грача» в соответствии с техническим заданием военных, касающимся обеспечения всех задач военно-технической разведки и устойчивой радиосвязи.

В прошлом году Министр обороны дал нам указания провести военно-технический эксперимент. Во время первого дня работы «Армии-2019» Сергею Шойгу показали макет беспилотника, прошедший испытания и получивший положительное заключение военно-технического эксперимента. Затем, по личному указанию Шойгу, наш стенд стал одной из первых точек на маршруте президента во время посещения форума Владимиром Путиным.

Теперь мы надеемся, что, познакомившись с нашей инициативной разработкой, президент даст указание структурам Минобороны и нас поддержат заказом на ОКР.

Хочу отметить, что на форуме наши макетные образцы привлекли внимание не только военных, но и гражданских структур. В частности, к нам походил руководитель одного из департаментов Сбербанка. Договорились, что Сбербанк сформулирует ТЗ со своими требованиями, и доработанный под эти требования «Грач» будет решать задачи перемещения грузов на расстояния до 100 км под нужды банка.

Международный военно-технический форум «Армия-2019»

На данный момент работа продолжается, ещё не все проблемы решены, но форум позволил обзавестись необходимыми контактами для их решения.

Самая главная проблема сегодня: мы должны получить аппарат, полностью состоящий из отечественных комплектующих. К сожалению, в России пока не производится двигатель внутреннего сгорания с теми показателями мощности, которые обеспечивают нам все необходимые тактико-технические характеристики для носителя с грузом до 40 кг.

Сейчас «Грач» летает с двигателем импортного производства. После открытия ОКР мы будем решать эту проблему совместно с отечественными предприятиями, у которых есть опыт и потенциал для создания таких деталей. 

Владимир Евсеев, директор ООО «АПКБ» отмечает, что тема создания беспилотных летательных аппаратов интересная, сложная и очень актуальная.

Владимир Евсеев, директор ООО «АПКБ»

– Начиная с марта прошлого года, мы провели исследовательские работы совместно с Воронежской военно-воздушной академией, пробные запуски, военно-технический эксперимент на полигоне и увидели, каких глубоких комплексных знаний требует тема грузового беспилотника от разработчиков.

Поучаствовав в эксперименте, поняли, что в действительности задача намного сложнее, нежели мы её представляли себе ранее. Она усложняется ещё и тем, что большая часть линейки оборудования для пилотирования беспилотников производится за рубежом. Это касается двигателя внутреннего сгорания, аппаратуры навигации и пеленгации.

У «Грача» двигатель внутреннего сгорания итальянский, а аппаратура пилотирования швейцарская. Без этого оборудования мы бы не смогли поднять вертолёт в воздух. Сейчас нам необходимо решить вопрос полного импортозамещения, начиная от расходных материалов, смазок, и заканчивая сложными устройствами, о которых я говорил выше.

Международный военно-технический форум «Армия-2019»

Такое поручение дали нам во время предварительного обхода стендов руководители Министерства обороны: Министр обороны Сергей Шойгу, заместитель начальника Генерального штаба Валерий Герасимов, начальник войск РЭБ Юрий Ласточкин.

То, что «Грач» им необходим, военные подтверждают уже сейчас.

На вооружении Минобороны есть несколько классов беспилотных летательных аппаратов, у каждого своё предназначение – разведка, видеосъёмка и так далее. Но «Грач» решает гораздо более сложные и объёмные задачи.

Владимир Пименов, заместитель главного конструктора ООО «АПКБ» по 2-му направлению:

Владимир Пименов, заместитель главного конструктора ООО «АПКБ»

– За год, прошедший с «Армии-2018», мы провели военно-технический эксперимент, достигли тех результатов, которые хотели получить: нам удалось поднять машину в воздух, поработать с полезной нагрузкой в воздухе, провести наземный эксперимент – пеленгатор подвешивался на кран, мы проверяли, как работает часть радиоканала.

На стенде «Армии-2019» мы демонстрировали наш путь к импортозамещению комплектующих: представили отечественный двигатель. Мы не заявляем, что он уже готов  к работе, серийному изготовлению и поставке, но тем не менее сделан большой шаг по его отработке в конструкции с беспилотным аппаратом. Также у нас были представлены лопасти отечественного производства (г. Казань), уже установленные на один из макетных образцов, и аппаратура радиосвязи, изготовленная в России, предприятием из Зеленограда.

Отрабатываем также замену на отечественные аналоги автопилота и сервопривода, подшипников.

Основная проблема в двигателе. Математический эксперимент показал, что итальянский двигатель недостаточно надёжен для нашей машины, которая будет служить целям Минобороны и решать ответственные задачи на гражданке.

На форуме мы достигли как минимум шести договорённостей о возможностях импортозамещения этой детали. К сотрудничеству нас пригласили предприятия из Рыбинска, Санкт-Петербурга, Москвы. Отечественные производители готовы предложить свои решения.

Работа на «Армии» оказалась очень продуктивной. Мы получили представление о новых возможных сферах применения нашей разработки. К примеру, к нашему стенду подходили представители Войск радиоэлектронной борьбы, подходили моряки, спрашивали, возможно ли корабельное базирование беспилотника.

Посетители высказывали свои пожелания: кому-то особенно важен вес грузов, которые способен перевозить «Грач», кому-то – время развёртывания и мобильность комплекса. Все пожелания потенциальных заказчиков мы будем обсуждать и анализировать для последующего внедрения. Главное, мы увидели свою разработку глазами пользователей.

Беспилотный летательный аппарат «Грач» - демонстрационный образец

Кликните на фото для увеличения

Также вам может быть интересно
Грибы из лесов Малоярославца
16:39 / 15 июля 2019
В Малоярославце открыли грибной сезон
Всё-таки есть преимущества в такой необычной июльской погоде. Кому хорошо, когда целый месяц дожди? Правильно: грибам. Ну и грибникам, конечно. Вы только посмотрите, какой урожай собрали сотрудники АО «МПЗ».
Цветы в саду Надежды Клеймёновой, начальника отдела кадров АО «МПЗ»
13:37 / 12 июля 2019
Краски лета: что цветёт на дачах
В средней полосе России царит холодная, почти осенняя погода. Только цветы и насыщенная зелень напоминают о том, что сейчас середина июля. Надежда Клеймёнова, начальник отдела кадров АО «МПЗ», делится с нашими читателями красками лета.
Управленческая сессия для редакторов изданий холдинга «Социум»
11:55 / 11 июля 2019
Управленческая сессия для редакторов изданий и сайтов состоялась в Москве
9 июля руководители и сотрудники медиа-проектов холдинга и бенефициара «Социума» Игоря Ашурбейли прорабатывали возможности создания объединённой редакции.